Я решил что сайт слишком уныл, поэтому попросил нарисовать мне всяких животных, которых вы видите
06.09.2011

Общение с клиентами и заказчиками.

Эта запись написана мною в 2011 году. В те времена деревья были высокими, а доллар стоил меньше 40 рублей. С тех пор прошло много времени и многое изменилось. Учитывайте это, читая.

Я провожу некоторое время на специализированных форумах. Их тематика, думаю, всем понятна. На каждом таком форуме есть разделы, где пользователи могут найти исполнителя какой-либо работы или, наоборот, предложить свои услуги. И зачастую удивляешься банальному неумению «подать» себя. Тоже самое и с общением с заказчиками или с исполнителями. Нужно уметь чётко сформулировать свою мысль. Это не только поможет лучше понять собеседникам друг друга, но и сэкономит обоим время. Многое из написанного мною ниже покажется вам очевидным, но всё-таки надеюсь оно кому-нибудь пригодится

1. Грамотность

Конечно, не всем даётся русский язык (или любой другой. тот, на котором вы общаетесь). Не для всех этот язык родной, тем не менее нужно писать грамотно. Ведь вы сами, наверняка, засомневаетесь, если человек, у которого вы собираетесь заказывать сайт, будет писать «малако» или «пошол». А уж если это сделает возможный копирайтер, то и говорить тут нечего. Конечно, зачастую грамотность не означает профпригодность, но, тем не менее, впечатление может сложиться отрицательное.

Что можно сделать? Поправить орфографию элементарно: абсолютно в каждом современном браузере есть функция проверки правописания. Остаётся только подключить её и выбрать нужный язык.

А вот с пунктуацией и речью уже сложнее. Учить русский и читать книги нужно. И то и другое полезно, а второе ещё и интересно. Ну а перед отправкой очередного сообщения его прочитать заново.

2. Как себя правильно «подать»

Допустим, вы создаёте на каком-нибудь форуме тему с предложением своих услуг. Или заполняете профиль фрилансера на бирже. Это нужно сделать так, что бы из вашей записи сразу было видно, что вы делаете и как вы это делаете. О вас должно сложиться впечатление как о профессионале.

Вот пример того, как делать ни в коем случае нельзя: «делаю флеш игры минюшки и то подобное платно также платно дою уроки кого заинтересовала в лс!». Тему с таким содержанием я недавно видел на udf. 

Просто кратко опишите то, что вы делаете, приведите расценки (если цена не чёткая, то хотя бы вида «от x рублей»), приведите примеры своих работ. Структурируйте свою запись. Разные виды работ — разные абзацы. И тд. и тп. Таким образом вы сразу дадите чёткое представление о своих услугах и их качестве потенциальному заказчику, сэкономив своё и чужое время.

3. Деловая переписка

Итак, следующий этап — деловая переписка. 

Во-первых, вне зависимости от того, с кем вы переписываетесь. 5 лет или 50 вашему собеседнику, обращайтесь на «вы». Это оставит хорошее впечатление о вас, да и вообще это одно из правил этикета.

Во-вторых, начинайте беседу с обращения типа «Здравствуйте, username!», или «Добрый день!». Это опять же обычное правило этикета. 

В-третьих, в деловой переписке лучше не использовать ники типа «sexykitten» и пр. дряни. Представляйтесь по имени и фамилии, имейте соответствующий ник. 

В-четвёртых, если вы действительно хотите сэкономить время: общайтесь только посредством электронной почты. Т.к. это не мгновенная переписка — вы, как и ваш собеседник, будете продумывать свои слова. А, следовательно, письма будут более конструктивными, а общение более эффективным.

4. Понятность писем

При общении клиент — заказчик или наоборот в IT области зачастую возникает недопонимание между переписывающимися. Это объясняется чаще всего использованием специальных слов, принятых в определённых кругах, но непонятных для остальных. В такие моменты начинаются переспрашивания, а это опять потеря времени. Старайтесь писать так, что бы вас смог понять любой человек. Если вы используете какие-то специальные слова, обозначения, сокращения, такие как «SMO», «трастовость» или что-то типа «внутренняя начинка» (вот такое мне однажды писали. Это оказался дизайн внутренних страниц), потрудитесь пояснить что вы имеете ввиду.

Категория: Разработчику Просмотров: 5957 1 комментарий

Комментарии

1 комментарий

Сергей 02.10.2011 в 10:29

Очень хорошая статья! пишите побольше, хотелось бы еще узнать о некоторых фишках, которые бы помогли новичку избежать многих ошибок в карьере вебдизайнера

Добавить комментарий